19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, Сибирское казачье войско отметит очередной день своего «старшинства» – 427-летнюю годовщину основания.
 
Войсковой праздник Сибирского казачьего войскаНо для нас, казаков Новосибирска и области, этот год тоже юбилейный – мы празднуем 20-летие с начала возрождения сибирского казачества. Хотя на фоне возраста нашего войска этот срок может показаться небольшим, но, тем не менее, это тоже наша история, насыщенная событиями, отмеченная именами многих замечательных людей.

Когда разрушились идеологические запреты и прекратилось искусственно навязанное коммунистической властью шельмование казачества, повсеместно, где только уцелели потомки казачьих родов, началось создание казачьих общин и организаций.

В Новосибирске у истоков возрождения стояли старики-фронтовики Иван Гаврилович Антоненко, Кузьма Петрович Зайцев, Владимир Александрович Шмаков, Виталий Григорьевич Шкуро, Василий Сергеевич Деревсков, Анатолий Алексеевич Михеев. Так через много лет снова проявилась способность казаков к самоорганизации и самовосстановлению, в прошлом весьма пугавшая большевистских руководителей.

Уже 15 сентября 1990 года на Учредительном Круге Новосибирского отделения землячества имени атамана Ермака Тимофеевича казаки приняли Устав своей организации. Все смелее и увереннее раздавались голоса казаков, ратующих за общую войсковую организацию в границах всей Западной Сибири.

Одновременно от государства Российского также исходили законодательные инициативы. В августе 1995 года был издан Указ Президента РФ о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, который послужил толчком к тому, чтобы 29 июня 1996 года состоялся Большой Учредительный Круг казаков Сибирского казачьего войска, атаманом которого был избран казачий полковник Виктор Калетин. С этого момента Сибирское войско вошло в подчинение Главного Управления казачьих войск при Президенте России, которое вскоре было реорганизовано в Управление Президента РФ по делам казачества во главе с генералом армии, героем России Петром Дейнекиным, потомком донских казаков.

Примерно в это же время в Новосибирске предпринимались попытки организации отдела Сибирского казачьего войска. Отдавая дань традиции почитания старины, казаки называли его Ново-Николаевским, опираясь в данном случае только на старое название нашего города, потому, как ранее отдела с таким названием никогда не существовало. Некоторые казаки предлагали не вступать вообще, пока не наступит полная ясность того, зачем вводится реестр казачьих обществ.

Время шло, жизнь продолжалась. Происходили многие рядовые и важные события, как в жизни войска, так и в жизни местного казачьего общества, неформально объединенного в Ново-Николаевский отдел. Из наиболее ярких и значительных дел нужно вспомнить агитационный поход Сибирских казаков 1998 года по маршруту похода дружины воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, разгромившего 400 лет назад, в 1598 году, «сибирского султана» - хана Кучума, последнего «чингизита», последнего представителя некогда грозной Золотой Орды.

Эта дата не могла остаться незамеченной в нашей области. В те далекие годы на берегу Оби, близ устья реки Ирмень, казаки одержали окончательную победу над войском хана Кучума. И это было первое проникновение русских на территорию Верхнего Приобья. В наше время на всех туристических картах Новосибирской области отмечено место исторического сражения и окончательного разгрома сибирского хана. Жаль только, что там нет до сих пор достойного памятника нашим славным предкам...

Казаки с охотой и энтузиазмом откликнулись на предложение принять участие в 1000-километровом конном походе по сибирскому бездорожью. Там, в непростых условиях походной жизни, началась крепкая дружба казаков со священником Димитрием Полушиным. Следует отметить, что сегодня отец Димитрий, окормляющий новосибирских казаков, возглавляет епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, и за многолетние усердные труды и бескорыстную помощь казакам в их становлении внесен в Книгу Почета Сибирского казачьего войска.

15 июля 2000 года произошло долгожданное событие – войсковому атаману (а им с лета 1999 года был избран Виктор Яковлевич Плетнев) впервые в истории войска Указом Президента был пожалован чин казачьего генерала. До революции большинство наказных войсковых атаманов, являясь одновременно генерал-губернаторами края и командующими Сибирским военным округом, имели генеральские звания, но чин казачьего генерала учрежден только в новой демократической России. Чинопроизводство это не только отвечало всеобщему желанию новосибирцев, но и повысило престиж самого войска. Мы, казаки, искренне радовались за нашего сибирского атамана.

Несколькими месяцами ранее до упомянутого события в Омск к атаману Плетневу приезжал новосибирский казак Александр Екимович Курдаков. Не обладая соответствующими полномочиями, вероятно, просто уставший от долгого ожидания и нерешительности своих товарищей, Александр Екимович убедил атамана, что новосибирские казаки готовы войти в войско в ранге 9-го (Новосибирского) отдела. Возможно, так бы и произошло, но возмущенные смелым, но преждевременным поступком не избранного, но назначенного сверху управляющим делами отдела войскового старшины Курдакова, казаки не поддержали его инициативы. Таким образом, вхождение отдела в войско отложилось на несколько лет. Только 18 октября 2002 года Новосибирское отдельское казачье общество (так с того момента и поныне официально именуется наша новосибирская областная казачья организация) было включено в состав Сибирского войскового казачьего общества.

Оказалось, что восстановление в полном объеме органов управления войсковой организацией - еще далеко не вся работа, по возвращению к духовно-нравственным началам и восстановлению в современных условиях лучших проявлений традиционного уклада казачьей жизни. Практически все приходилось восстанавливать заново: форменную одежду, символику, святыни, уставы и положения, не говоря уже о более организационно сложных служебных и хозяйственных механизмах.

В 2003 году по инициативе тогдашнего директора одного из крупных предприятий Новосибирска, потомка кубанских казаков Юрия Владимировича Верясова, в Сибирском кадетском корпусе начался эксперимент по созданию первого казачьего класса. Этот эксперимент тщательно готовился в течение целого года. В основу концепции такого сложного и ответственного проекта были положены казачьи традиции воспитания малолетков прошлого и уже имеющийся современный опыт проведения летних православных казачьих лагерей. В Новосибирске начало им было положено первым руководителем широко известного теперь лагеря «Полевой стан» сотником Алексеем Черновым.

Для отбора кадет в новый класс был организован лагерный сбор на базе отдыха «Обские просторы», находящийся на берегу Новосибирского водохранилища. Туда, к детям, мечтающим стать кадетами-казаками, приезжала с визитом Ольга Николаевна Куликовская-Романова – вдова Тихона Александровича Куликовского-Романова, племянника царя-страстотерпца Николая II. В свое время именно Ольга Николаевна была инициатором прославления царской семьи Романовых в лике святых. Ее сопровождала дочь актера Петра Глебова (он играл Григория Мелехова в фильме «Тихий Дон»), тоже актриса театра и кино Елена Петровна Глебова. Мы знаем ее по многим фильмам: «Соль земли», «Ответный ход» и другим.

Ожидали в летнем лагере и боевого генерала Трошева, но он смог приехать гораздо позже, в начале учебного года, на представление начальству уже сформированного класса. Визит Советника Президента по вопросам казачества, героя России генерал-полковника Геннадия Николаевича Трошева стал значительным событием для всего Сибирского кадетского корпуса.

Так уж сложилось, что Войсковой праздник, отмечаемый в конце каждого календарного года, стал своеобразным подведением итогов работы. Это возвращаются и заново складываются добрые и необходимые традиции для воспитания нашей молодежи. Тому же способствует и выпуск переизданного, благодаря трудам и заботам заслуженного работника культуры Российской Федерации, войскового старшины Юрия Аркадьевича Фабрики сборника «Песни и марши сибирских казаков», приуроченный к 425-летию войска, и повторный выпуск юбилейной медали «425 лет Сибирскому казачьему войску», и многое другое. Это внушает надежду на то, что у сибирского казачества не только славное прошлое, но впереди - и славное будущее.

Многое делается казаками для наших детей: летние военизированные сборы на базе православных казачьих лагерей, один из которых - «Застава» - прославился на всю Россию, водные походы «Струги Ермака» по маршрутам казаков-первопроходцев, поездки по святым местам. Уже много лет существуют различные казачьи творческие коллективы: новосибирский ансамбль традиционной казачьей культуры «Майдан», Бердский казачий хор, народный ансамбль песни «Тальянка», подростковый ансамбль «Куженок» и детский ансамбль «Лазорик» станицы Вагайцевской. Работают молодежные клубы и спортивные секции.

Стараниями казачьего полковника Василия Семеновича Кирдячкина и его команды офицеров-воспитателей создан Бердский кадетский корпус имени героя России Олега Куянова, который с этого года стал официально именоваться казачьим.

В свое время икона покровителя сибирского казачества Святителя Николая Чудотворца была подарена от Сибирского казачьего войска первому казачьему классу Сибирского кадетского корпуса. В 1813 году, в день основания Войскового казачьего училища в Омске, ставшего впоследствии Первым Сибирским Императора Александра I кадетским корпусом, икона-складень Святителя Николая была подарена от Сибирского линейного казачьего войска. Она хранилась кадетами более 100 лет и исчезла в годы гражданской войны. Не случайно, что вручение восстановленной святыни Бердскому казачьему кадетскому корпусу состоялось в торжественной обстановке Войскового праздника в 2008 году.

Казачье воспитание подрастающего поколения основано на преемственности традиций. Только на уважении к прошлому своего народа, его вере, его истории можно воспитать настоящего патриота, способного при необходимости взять в руки оружие и защитить свою Родину так же, как это делали наши прадеды – сибирские казаки.

Но, помня о прошлом, казаки думают о будущем. Впереди еще много работы. Нужно восстанавливать станицы, не только как казачьи общества, но и как поселения казаков со своим уникальным хозяйственным укладом. Еще только начинается деятельность по восстановлению иррегулярной казачьей службы. Даже то, что уже состоялось в казачьей жизни, необходимо укреплять и развивать сообразно требованиям современности. Мы полны надежд, что наши семьи будут, как встарь, многодетными, семейные хозяйства по-казачьи крепкими, что силы наши, опыт и труд будут использованы на благо Отчизны и во славу Господа нашего Иисуса Христа!